Похороны

Похороны – это ритуал прощания, производимый с телом умершего. Похоронный ритуал начинают производить сразу после смерти: начинают с подготовки тела, и завершают погребением в землю, кремацией или иным способом, в зависимости от религии умершего и традиций людей, занимающихся его похоронами. Похороны в авраамических религиях (Христианство, Иудаизм и Ислам) подразумевают погребение тела умершего человека в землю. Русская Православная Церковь с 2015 года официально разрешила кремацию, если это вынужденная мера и, если после этого будут осуществлены похороны праха человека в землю.

Погребение тела умершего в могилу на кладбище – это самый распространённый похоронный обряд в мире. Во всех авраамических религиях ритуал похорон происходит следующим образом: тело умершего одевают в чистую одежду и предают земле.

Похороны в Православном Христианстве

Похороны в Православном Христианстве

Похороны в Православии состоят из следующих обрядов и ритуальных принадлежностей: омовение, облачение, уложение в гроб, крест, траурное покрывало, икона, панихида, лития, отпевание, погребение, поминки.

Омовение на похоронах – это обряд очищения тела умершего человека, которое должно предстать пред Богом чистым и непорочным.

Облачение на похоронах – это одевание умершего в чистые одежды и надевание на него нательного крестика.

Положение во гроб на похоронах: умерший укладывается в гроб головой к иконам, накрывается траурным покрывалом. Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки с вложенной иконой или крестом располагаются крестообразно.

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития. В храме совершается отпевание, которая заканчивается заупокойной литией.

Погребение на православных похоронах: при опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей траурное покрывало на умершем, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпают на траурное покрывало перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение – тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Возможно, вам будет интересна статья: Как устанавливается крест на похоронах?

Похороны в Католическом Христианстве

Католический крест

Похороны в Католическом Христианстве происходят следующим образом: на умершего человека надевается одежда темных тонов – строго, но нарядно – так, как принято в католичестве одеваться в церковь. Умерших детей также одевают по-особенному: девочек – в белые платья, мальчиков – в костюмы. С умершего человека снимаются все украшения за исключением обручального кольца.

Все близкие друзья и родственники усопшего сразу же оповещаются о смерти. Зачастую в первое время после смерти человека близкие могут быть не подготовлены как морально, так и материально. Поэтому они нуждаются в пожертвовании или любой другой материальной помощи для организации и проведения похорон. Все приглашенные на похороны обязательно должны прийти, но, если есть уважительная причина, болезнь или что-либо очень серьезное, можно почтить память умершего, передав родственникам цветы. Это будет и утешением для родственников, и данью уважения для ушедшего из жизни человека.

Главный по старшинству человек в семье покойного определяет группу человек – ответственных лиц на похоронах. На них возлагается честь нести крышку гроба, и они идут во главе похоронной процессии, а также занимают важные места в церкви во время отпевания. Традиционное число ответственной группы составляет от 6 до 8 человек, но может быть и больше. Количество напрямую зависит от занимаемого при жизни социального статуса человека, который умер.

Во время проведения католических похорон для прощания с усопшим в его доме выделяется конкретное время – максимум 10 минут. За это время все присутствующие на траурном мероприятии гости могут попрощаться с умершим, пообщаться с близкими, выразив им свои соболезнования. Как правило, родственники размещаются не в той комнате, где находится гроб, а в соседней.

Обязательно учитываются все традиции, которым следовал умерший человек при жизни. Все проходит в скромной и молчаливой обстановке. Присутствующие стараются не задавать лишних вопросов, особенно касающихся деталей смерти или последних часов перед ней – это считается нетактичным. Лучше предложить действенную помощь, поддержать добрым словом, постараться утешить. Также необходимо дать родственникам высказаться при желании.

После проводов в доме, гроб с умершим католиком перемещают в храм. В ожидании поминальной мессы собирается много людей. По католическим законам с правой стороны на первых рядах усаживаются члены семьи умершего, с левой стороны – группа ответственных за мероприятие мужчин– важных гостей церемонии. Гроб во время панихиды должен быть закрыт. Сверху на него кладется матерчатый настил и живые цветы. Если отпевают человека, который при жизни был военным, гроб накрывается флагом страны.

Гроб заранее (примерно за полчаса до панихиды) ставится на специальное возвышение перед алтарем храма, но может также находится и в церковном дворе. Это почетное место для умерших, которые совершали при жизни особые деяния, например, геройство. Но все совершается при одновременном согласии родственников. Как только начинается церковная месса, священник выходит в начало похоронной процессии через центральный проход. Вслед за ним идут почетные участники – мужчины, которые несут гроб, далее следуют родственники и приближенные люди умершего.

После того, как прошла основная расстановка участников, начинается само заупокойное служение, включающее чтение и литургии.    По окончанию службы, гроб с покойником выносят их храма. Члены семьи усопшего благодарят посетителей за присутствие. Далее гроб переносят в катафалк, который, как правило, предоставляется бесплатно. Католики, как представители христианского течения, очень сочувственны к горю ближнего и нередко помогают от души. Также в зависимости от достатка семьи один или несколько автомобилей предоставляется для родственников и отдельный автомобиль для цветов.

католические похороныНа кладбище при католических похоронах гроб устанавливается возле могилы, со всех сторон от него раскладываются живые цветы и венки, родственники находятся рядом. В то время как священник совершает заупокойные моления, сначала близкие родственники, а затем все остальные присутствующие бросают на гроб по цветку. В самом конце по католическому обычаю на гроб бросаются именно цветы, а не горсть земли, так как это делается у православных.

Для католического обычая захоронения не считается важным расположение тела по сторонам света, единственно важно – сам памятник должен находиться у изголовья похороненного человека.

Похороны в Исламе

Подготовка к похоронам в Исламе начинается пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, перед похоронами в Исламе делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам — священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль) на похоронах в Исламе

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — неготовой к встрече с Богом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль — скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман, и мужчин, и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн) в Исламе

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Похороны в Иудаизме

Похороны в ИудаизмеПохороны в Иудаизме начинаются с того, что родственники умершего заботятся, обо всём, что связано с погребением умершего, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят, и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.

Родственники умершего нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками.

Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми.

При опускании тела в могилу присутствующие произносят: «Да покоится он (она) в мире на одре своем», а затем засыпают могилу. Вновь читается каддиш. Покидая могилу, в некоторых общинах принято бросать в ее сторону землю и траву, произнося: «Помни, [Господи], что из праха мы». При выходе с кладбища омывают руки.

После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.

error: Content is protected !!